Недели с 6-го января и вплоть до Масленицы исста­ри носят на Руси название «свадебных». В это время шли сватовство и свадьбы, но преимущественно игра­лись последние на Красную горку (проводы зимы).

Хотя отчасти и в искаженном виде, утратив первоначальный свой смысл, но и до настоящего времени в свадебных обрядах сохранились следы самого древнего быта на­ших предков, того отдаленного времени, когда кровное родство было единственной, исключительной связью между людьми, когда семья пользовалась широким ува­жением, а основою последней был брак, но не в тепе­решнем христианском смысле этого слова. Происходи­ло похищение жен, но только тогда, когда девушка была чужого, рода или села, и эти роды жили особо. Невеста в некоторых свадебных песнях тужит и плачет о том, что «увезут ее недруги-разлучники на сторону чужедомную, в чужи люди незнакомые, к чужому отцу-матери, к чужому роду-племени». Этот обычай, вызы­вавший нередко ссоры и распри между родами, долгое время существовал среди раскольников, полагавших лишь в нем действительность брака. Заранее условив­шись с невестою, жених-раскольник после веселья, плясок и игр, усадив ее в сани, отправлялся в лес и объезжал три раза заветный дуб; в иных местах объез­жали три раза озеро- Затем похищение сменилось куп­лею, т. е. похитивший платил пеню, плату, родствен­никам невесты, иногда по заранее установленному уго­вору. Отсюда невеста называется «рядом» (от слова «ряд» - договор), «товаром»; жених - «ряженым», «купцом».

По совершении ряда, или договора, стороны жениха и невесты били по рукам, т. е. подавали друг другу руки; таким образом возникло обручение, поручение, рукобитие. Подле невесты садится брат или какой-нибудь другой родственник. Дружка спрашивает: «За­чем сидишь здесь? - Я берегу свою сестру. - Она уже не твоя, а наша, - возражает дружка. - А если она теперь ваша, то заплатите мне за ее прокормление. Я одевал ее, кормил, поил». Обычай давать вено, т. е. выкуп за невесту, существовал долго. Между прочим, великий князь Владимир, женясь на греческой царевне Анне, «вдаст за вено греком Корсунь царицы деля». Это вено впоследствии получило обратный смысл - приданого,  выдаваемого уже со стороны невесты.

Завязкою к предбрачным обрядам считалось гадание и сватание. Укажем на несколько видов гадания, тесно связанных со  свадебными обрядами.

Мать завязывает дочери глаза, водит ее взад и впе­ред по избе и затем пускает идти, куда она хочет. Если случай  приведет  девушку  в  большой  угол  или  к  две­рям,   это   служит   признаком  близкого   замужества,   а если   к   печке,   то  оставаться   ей  дома,   под   защитою родного очага. Большой угол потому предвещает свадь­бу,  что  там стоят  иконы  и оттуда достают  образ,  ко­торым благословляют жениха и невесту. Двери же, как и ворота,  обозначают  скорый  отъезд из родного дома. Поэтому,   если  башмачок,   брошенный  девицею  через левое плечо, ляжет носком к дверям, то быть ей вскоре просватанной. Сваха, являясь с предложением к роди­телям невесты,  старается усесться на лавку так, чтобы половица из-под ее ног шла прямо к двери, видя в этом залог   успеха  своего   сватания.   Когда  уже   ударено   по рукам, невесту благословили,  все присутствующие пос­ле некоторого  молчания,   придающего  особенную  тор­жественность  обряду,   помолились,   и  свадебный  поезд хочет   двинуться,   невеста,   желающая,   чтобы   вышли замуж поскорее и ее сестры, должна потянуть за ска­терть, которою покрыт стол, потянуть за собой в доро­гу,  как бы расстилающуюся белою скатертью, и своих

сородичей.

Окручивая невесту, девичью косу ее разделяли стре­лою (символом любви), а гребень, которым коса расчесы­валась, обмакивали в мед и вино (символ дождя). Как метафора молнии, которою Перун сверлит тучи, проли­вает дожди и снимает с неба облачные покровы, стрела, которою на другой день брака, когда просыпалась моло­дая, приподымали с нее покров, в свадебном обряде слу­жила знамением плодородия и вместе с тем была оруди­ем," освящающим брачный союз. Символическое значе­ние имело и покрывало, которым окручивали голову невесту, или ее фата; она обозначала тот облачный по­кров, под которым являлась прекрасная богиня весны, рассыпающая на всю природу богатые дары плодородия. Покрытие головы сделалось признаком замужества,  и

женам строго запрещалось показывать хотя бы один во­лосок из-под платка - быть простоволосой. Этот обы­чай - покрытие головы платком - имел такое важное значение и силу, что девушка становилась иногда бес­прекословно женою того, кто, чувствуя к ней склонность, набрасывал на голову ей покрывало.

Свадебные обряды не заканчиваются даже и после венчания; происходит еще так называемое выведывание жены, обычные поздравления молодых и родных и прочее, и прочее.